Описание опыта
1. Тема опыта: Межпредметные связи на
уроках информатики
2. Адрес опыта: Харьковская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №36 Харьковского
городского совета Харьковской области
3. Автор опыта: учитель информатики Турчина Иванна Алексеевна
4. Ведущая научная идея опыта: Развитие
информационной компетентности учеников
5. Цель опыта: Обобщение опыта работы по
внедрению процесса интеграции информатики с другими школьными дисциплинами
6. Задачи:
Изучение педагогической, научно-методической,
психологической, научной и др. литературы по вопросу процесса интеграции.
Изучение теоретических основ процесса
интеграции в науке.
Рассмотрение практического
использования процесса интеграции на уроках информатики (методы, формы, приемы
интеграции, разработка уроков)
Применение на уроках информатики
содержания других школьных дисциплин.
7. Научная основа опыта:
В классической педагогике идея межпредметных связей родилась в ходе
поиска путей, которые отражают целостность природы в содержании учебного
материала еще в начале XIX века. «Все, что находится во взаимной связи, должно
передаваться в такой же связи», подчеркивал великий дидакт Я. А. Каменский. Он
подошел к идее всестороннего обобщения знаний. К их взаимосвязи, ибо без этого
невозможно познание причинно-следственных связей и отношений явлений и
предметов объективного мира.
К этой идее обращаются позднее многие педагоги, развивая и обогащая ее. В
частности, такие как Д. Локк, И. Г. Песталоцци, который исходил из требования:
«Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы
в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе».
Наиболее полное психолого-педагогическое обоснование дидактической
значимости межпредметных связей дал К. Д. Ушинский. В книге «Человек как
предмет воспитания» он выводит их из различных ассоциативных связей (по
противоположности, сходству, времени, единству места и т.п.), отражающих
объективные взаимосвязи предметов и явлений. Он подчеркивал, насколько важно
приводить знания в систему по мере их накопления: «Голова, наполненная
обрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в
беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система
знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».
Методической разработкой теории межпредметных связей в дальнейшем
занимались многие педагоги, особенно В. Я. Стоюн, Н. Ф. Бунаков, В. И.
Водолазов и другие.
8.
Актуальность
опыта: Инновационные
процессы, идущие в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках
резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально
развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней
недостаточно развиты интеграционные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в
рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в
реальной жизни, но и в других предметах.
9. Новизна опыта:-
10.
Результативность:
11.
Условия
эффективного функционирования опыта:
12.
Возможности
творческого использования опыта:
13.
Пути
дальнейшего усовершенствования и развития опыта: Интеграция информатики с другими общеобразовательными
предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является
средством расширения возможностей школьного образования, способом методического
обогащения педагога и повышения качества обучения
Содержание опыта
Педагогическое кредо: "Не навреди!"
Любимое рубаи Омара Хайяма:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать
надобно немало.
Два главных правила запомни для
начала:
Ты лучше голодай, чем что попало
есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем
попало.
Информатика – это наука о
закономерностях протекания информационных процессов и системах различной
природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных
процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения,
развитию интеллектуальных способностей и познавательных, интересов школьников;
освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых
школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и
будущей жизни.
Информатика имеет очень
большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне
понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она
представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для
многих научных областей.
Вместе с математикой,
физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного
естественно-научного мировоззрения: материя – энергия – информация.
Приоритетными объектами
изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и
информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе
раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие
обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные
основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение
школьниками навыков использования проектной деятельности, средств
информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования
функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности
выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов
таких как математика, физика, география, история.
Изучения курса
информатики нацелено на формирование умений фиксировать информацию об
окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать
информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать
объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и
корректировать планы.
Цели
Изучение информатики в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
освоение
знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных
процессах, системах, технологиях и моделях;
·
осознание
интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать
понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в
различных областях;
·
овладение
умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
·
развитее
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами
ИКТ;
·
воспитание
ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации;
·
выработка
навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем
освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Результаты изучения предмета:
Обязательные результаты
изучения курса «Информатика» направлены на реализацию деятельностного и
личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни. Они включают предметные, метапредметные и личностные
результаты.
Личностные образовательные
результаты:
·
готовность
к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа
информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
·
владение
навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями,
например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
·
умение
создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие
чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды:
·
приобретении
опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств
связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по
настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую
технику;
·
умение
осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении
учебных проектов;
·
повышение
своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с
использованием ИКТ;
Метапредметные образовательные
результаты:
·
получение
опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации
и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании
различных объектов, явлений и процессоров;
·
владение
навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того,
что ещё не известно;
·
планирование
деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом
конечного результата, составление плана и последовательности действий;
·
коррекция
деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
·
умение
выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства
массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные
системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
·
умение
выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой
деятельности;
·
преобразование
модели – преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую
модель;
·
выбор
языка представления информации в модели с целью адекватного представления
объекта моделирования;
·
представление
знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном
языках, преобразование одной формы записи в другую
Информатика в теоретической ее части "выросла" из математики, использует
активно математический аппарат. Многие темы школьного курса информатики можно
назвать "чисто математическими": основы математической логики,
системы счисления, элементы теории вероятностей и математической статистики,
теория графов, теория алгоритмов, элементы теории систем, основы
математического моделирования и некоторые другие. Преподавание этих тем не
входит в школьную программу математического образования, однако, опыт
показывает, что дети, изучавшие эти разделы, обладают более системным
представлением о математике, легче усваивают новые понятия, доказательства теорем.
Рассмотрим, например,
тему курса информатики "Основы логики". Элементы этой темы изучаются
в пропедевтическом, в базовом и, на более глубоком уровне, в профильном курсах.
Задачи по алгебре логики постоянно решаются на практических занятиях по
изучению информатики. Межпредметные связи с математикой можно создать, если
наполнить эти задачи математическим содержанием, затронуть вопросы
математических доказательств,
реализовать межпредметные проекты
На своих уроках я
применяю межпредметные связи: математика — информатика. Задача учителя на этих
уроках — сформировать у ученика информационную компетентность, умение
преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств
информационных технологий. Эти уроки так же позволяют показать связь предметов,
учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на
компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их самостоятельному
приобретению знаний. На таких уроках каждый ученик работает активно и
увлеченно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
Использование новых
информационных технологий позволяет решать задачи нетрадиционными способами, а
также решать прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу
сложности математического аппарата. Так, в школьном курсе математики учащиеся
рассматривают уравнения, которые имеют точные решения. Однако в реальной
практике решение большинства уравнений не может быть записано в явном виде. Их
решение находится только приближенными методами. Использование электронных
таблиц позволяют решать уравнения приближенными методами и задачи оптимизации
со многими переменными и ограничениями. Причем, это становится доступным и
детям, владеющим программированием недостаточно хорошо. Главным этапом становится
не разработка программы, а постановка задачи (запись ограничений, задание
точности решения) и исследование полученных результатов.
Учащиеся выполняют
исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер.
Информатика в теоретической
ее части "выросла" из математики, использует активно математический
аппарат. Многие темы школьного курса информатики можно назвать "чисто
математическими":
·
основы
математической логики;
·
системы
счисления;
·
элементы
теории вероятностей и математической статистики;
·
теория
графов;
·
теория
алгоритмов;
·
элементы
теории систем;
·
основы
математического моделирования и некоторые другие.
Преподавание этих тем не
входит в школьную программу математического образования, однако, опыт
показывает, что дети, изучавшие эти разделы, обладают более системным
представлением о математике, легче усваивают новые понятия, доказательства
теорем. Некоторые темы изучаются по программе МПИ (системы счисления,
алгоритмы), другие при углубленном изучении математики.
Другим направлением, уже апробированном мною, является использование
современных информационных технологий в обучении математике. Сюда относятся
визуализация математических понятий, подготовка компьютерных тестов, работа с
готовыми программными продуктами по математике (в том числе электронными
учебниками, справочниками, программами для математических расчетов и пр.). В
данном направлении представляется перспективным освоение элементов
математического моделирования с использованием СНИТ. Нужно отметить, что
осознание учащимися огромной роли прикладной математики в современном обществе
приводит к актуализации изучения математики в школе. Математика из сухой,
абстрактной науки превращается в сложный инструмент решения множества самых
различных задач, владение которым, несомненно, пригодится в жизни.
Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских
способностей учащихся. На уроках информатики применение компьютеров позволяет
учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных
областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом
они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать
полученный результат.
Использование
межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она
требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация
межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с
учителями химии, физики, посещения открытых уроков, совместного планирования
уроков и т.д. Учитель с учетом общешкольного плана учебно-методической работы
разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей.
Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:
1)
изучение
раздела "Межпредметные связи" по каждому курсу и опорных тем из
программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной,
научно-популярной и методической литературы;
2)
поурочное
планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических
планов;
3) разработка
средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных
уроках;
4) разработка
методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;
5) разработка
приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в
обучении.
Совокупность функций
межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель
осуществляет все многообразие их видов.
Виды
межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса
обучения (содержания, методов, форм организации).
Содержательно-информационные межпредметные связи делятся по
составу научных знаний, отраженных в программах математических курсов, на
фактические, понятийные, теоретические, философские.
Межпредметные связи на
уровне фактов (фактические) – это установление сходства фактов, использование общих
фактов, изучаемых в курсах физики, химии, математики, и их всестороннее
рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и
объектах изучения. Так, в обучении математики и химии учителя могут использовать
математику для вычисления химического состава вещества.
Понятийные
межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и
формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К
общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия
теории строения веществ, пропорции, следствия, движение, масса и т.п. Эти
понятия широко используются при изучении процессов. При этом они углубляются,
конкретизируются на математическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный
характер.
Теоретические
межпредметные связи – это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых
на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной
теории.
Содержание,
объем, время и способы использования знаний из других предметов можно
определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное
изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные
связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и
материала учебников смежных предметов.
В практике
обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей – cетевое, курсовое, тематическое и
поурочное.
Сетевое планирование. Оно осуществляется завучем или
председателем методической или предметной комиссии по определенному циклу,
группе предметов. Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты,
которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов, показывают
узловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами. Сетевой график
представляет собой модель учебного процесса, которая ограждает содержание и
объем учебной деятельности учащихся в определенные отрезки времени и с учетом
межпредметных связей.
Такая модель
наглядно показывает логику построения смежных учебных предметов, их
взаимосвязи, наиболее важные, узловые темы, временные связи в изучении
зависящих друг от друга вопросов и т.п. Модель в виде сетевого графика является
важным средством управления учебным процессом. На ее основе руководители школы
могут внести коррективы в расписание, проконтролировать своевременность
прохождения особо важных учебных тем. Посещение уроков по узловым темам,
связывающим знания учащихся по нескольким предметам, дает возможность руководителю
школы увидеть предшествующую работу других учителей, усвоение учащимися нужных
понятий, заранее спланировать и сократить общее количество посещений уроков.
Дополнением к
сетевому графику служит план-карта, в которой отражается не только последовательность
изучения учебных тем, но и комплекс развиваемых понятий в смежных предметах.
Сетевое
планирование дает общую канву межпредметных связей в цикле учебных предметов,
но недостаточно организует активную познавательную деятельность учащихся.
Необходимо планирование методов и форм организации обучения при осуществлении
межпредметных связей. Этому способствуют другие способы планирования.
Курсовое планирование. Планирование межпредметных связей
внутри учебного курса может осуществляться учителем или методистом. При этом
могут существовать разные подходы к анализу межпредметных связей. Межпредметные
связи рекомендуется использовать в сочетании с внутрипредметными связями.
Наличие курсового плана позволяет учителю заранее изучить необходимое для
каждой последующей учебной темы содержание смежных курсов, вовремя дать
учащимся домашние задания на повторение опорных знаний из других предметов. При
использовании курсового плана возможно заранее спланировать консультации и
посещения уроков учителей других предметов, подобрать необходимую методическую
литературу по межпредметным связям в каждой учебной теме.
На основе
курсового планирования необходимо провести тематическое планирование
межпредметных связей, особенно в узловых учебных целях.
Тематическое планирование. В тематическом плане должна быть отражена
логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов
и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель наглядно видит, для
чего, с какой познавательной целью на отдельных уроках необходимо использовать
те или иные задания из других курсов: в одних случаях создается опора для
введения новых понятий, в других объясняются причинно-следственные связи в
изучаемых явлениях, в третьих конкретизируются общие идеи или доказываются выводы,
новые теоретические положения и т.п. В зависимости от познавательных целей
использования межпредметных связей отбираются методы и приемы их осуществления,
формулируются вопросы и задания для учащихся.
Общая схема тематического
планирования межпредметных связей может быть представлена в форме таблицы.
Данная форма может быть
изменена учителем в зависимости от конкретных условий установления
межпредметных связей в обучении. Такое планирование создавало у учителя общее
представление о том, какие знания и из каких предметов необходимо учащимся
повторить к каждому уроку, какие понятия и знания из других предметов следует
привлечь к раскрытию основных понятий учебной темы и какие мировоззренческие
идеи будут развиваться на основе межпредметных связей. Знания из разных
предметов помогали поднять обобщение учебного материала темы на
мировоззренческий уровень.
Такое планирование
учитывает многообразие видов межпредметных связей и позволяет выделить основные
направления активизации познавательной деятельности учащихся в процессе
изучения учебной темы. В целях эффективной организации учебно-познавательной
деятельности учеников по осуществлению межпредметных связей полезно
спланировать их систему на каждом уроке учебной темы.
Поурочное планирование. Конкретизация использования
межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования.
Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими
способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление
учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока
с межпредметными связями. Выделение таких уроков производится на основе
тематического планирования.
Положительные стороны
данной разработки – это формулировка цели и задач урока с учетом межпредметных
связей; формулировка конкретных вопросов к учащимся, требующих воспроизведения
и применения знаний по физике; определение понятий; наличие мировоззренческого
вывода, обобщающего факты и законы математики и физики; включение в домашнее задание
вопросов межпредметного содержания.
Составляя поурочные
планы, учителю важно знать, что учащиеся уже освоили из необходимых опорных
знаний на уроках по другим предметам, согласовать с учителями смежных предметов
постановку вопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть
развития общих идей и понятий, их углубление и обогащения. Этому помогает
взаимопосещение уроков и изучение составляемых коллегами планов реализации
межпредметных связей.
Планы могут быть
обсуждены на методических комиссиях по циклам предметов, согласованы с завучем
школы. Обсуждение планов позволяет предупредить ошибки в использовании знаний
из других предметов, устранить неточности в формулировке вопросов, в трактовке
понятий смежных курсов, определить единые подходы в объяснении сущности
изучаемых процессов и явлений, избрать наиболее рациональные методы обучения.
Таким
образом, планирование составляет необходимое и существенное звено подготовки
учителя к эффективному осуществлению межпредметных связей и является одним из
средств их реализации в практике обучения школьников.
Функции
межпредметных связей:
Методологическая функция выражена в том, что только на
их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов
на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку
межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного
естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с
позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных
связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний
учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи
выступают как средство развития математических понятий, способствуют усвоению
связей между ними и общими понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей
определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в
формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к
познанию математики. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность
мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей
выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении
математики Учитель математики, опираясь на связи с другими предметами,
реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит
в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала,
методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует
совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла
комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими
учебников и программ смежных предметов.
Забота о построении содержания
единого курса информатики, усиление его внутренних связей не принижают значения
его взаимосвязи с другими учебными предметами. Межпредметные связи в обучении
рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и
задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным
предметам.
Межпредметные связи
позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть
развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной
деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов
в трудовой деятельности учащихся.
Решая задачи, учащиеся совершают сложные познавательные и
расчетные действия:
1)
осознание
сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из
других предметов;
2)
отбор
и актуализация (приведение в "рабочее состояние) нужных знаний из других
предметов;
3)
их
перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов;
4)
синтез
знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных
действий, их выполнение;
5)
получение
результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.
Систематическое
использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов,
количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений
учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.
В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения математики.
Межпредметные связи
влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является
источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить
те связи, которые учитываются в содержании информатики, и, наоборот, - идущие
от информатики в другие учебные предметы.
Формирование общей
системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм
движения материи – одна из основных образовательных функций межпредметных
связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного
учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил
воспитательные функции межпредметных связей курса математики. В этих условиях
укрепляются связи информатики как с предметами естественнонаучного, так и
гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и
разностороннее осмысление.
Таким образом,
межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и
структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний
учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных
форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного
процесса.
Межпредметные
связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя
структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы
связей:
по составу.
по направлению действия.
по способу взаимодействия направляющих
элементов.
Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием
учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями,
то в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей:
содержательные;
операционные;
методические;
организационные.
Классификация межпредметных связей.
Формы межпредметных связей
|
Типы межпредметных связей
|
Виды межпредметных связей
|
|
1) По составу
|
1) содержательные
|
по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук
|
|
2) операционные
|
по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям
|
||
3) методические
|
по использованию педагогических методов и приемов
|
||
4) организационные
|
по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса
|
||
2) По направлению
|
односторонние,
двусторонние,
многосторонние
|
Прямые; обратные, или восстановительные
|
|
3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие
вариантов связи)
|
Временной фактор
|
1) хронологические
|
1) преемственные
2) синхронные
3) перспективные
|
2) хронометрические
|
1) локальные
2) среднедействующие
3) длительно действующие
|
Формирование общей системы знаний учащихся о реальном
мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи – одна из основных
образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного
мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей.
Таким образом, межпредметность – это современный
принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого
ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения,
ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая
единство учебно-воспитательного процесса
Интеграция информатики
с другими школьными дисциплинами
Выделяют три группы интеграционной
связи:
1. Содержательно-информационные – по видам знаний (научные, фактические,
понятийные, теоретические, философские, идеологические).
2. Операционно-деятельностные – по видам умений (познавательные,
практические, ценностно-ориентационные).
3. Организационно-методические – по способам реализации межпредметных
связей (логические, ассоциативные, понятийные, концептуальные).
Виды интеграционных связей:
1. Способ усвоения – репродуктивный, поисковый, творческий.
2. Широта осуществления – внутрицикловые, межцикловые.
3. Хронология реализации – преемственные, сопутствующие, перспективные.
4. Способ установления – односторонние, двусторонние, многосторонние,
прямые и обратные.
5. Постоянство реализации – эпизодические, периодические, систематические.
6. Форма “организации” – поурочные, тематические, сквозные, комплексные.
При анализе современной литературы по межпредметным связям можно сделать
вывод, что единого точного определения межпредметных связей (МПС) не
существует.
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории
«межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической
оценке и различные классификации.
Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое
условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например:
межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения
эффективности учебного процесса (Ф.П. Соколова); межпредметные связи как
дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании
дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В.Н. Федорова, Д.М.
Кирюшкин).
Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей:
«Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его
логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других
дисциплин», или такое:
Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных
дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в
природе и познаются современными науками.
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения
синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами
реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и
методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную,
развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
Межпредметные связи – общедидактическое понятие, имеющее различный статус
в дидактике в зависимости от уровня изучения окружающего мира, а именно:
Межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном
процессе (на уровне дидактического явления).
Межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную
согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью
повышения научного уровня преподавания основ наук, формирования диалектического
мировоззрения учащихся, развития их творческих способностей (на уровне
дидактического условия).
Межпредметные связи являются фактором взаимодействия наук в процессе
формирования диалектического мировоззрения учащихся и роста их творческих
способностей (на уровне дидактического процесса).
Межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических
принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и т.д., так
как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на
формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и обществе
и также как и принципы преемственности, единства сознания, личности,
деятельности являются основополагающими в целостной системе дидактических
принципов (на уровне дидактического принципа).
Межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических
знаний, имеющей психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся
целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых
формируется новый тип знаний – «межпредметных знаний», позволяющий развивать
концептуальный стиль мышления учащихся, характеризующийся целостным видением
окружающего мира (на уровне методологии).
В основе системы профессиональной подготовки будущего специалиста сферы
обслуживания должен лежать дидактический принцип межпредметных связей с его
нормативными и сущностными функциями.
Наиболее полное определение межпредметных связей:
В широком смысле слова:
Межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики,
способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у
обучающихся общенаучные (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их
получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему
нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями
педагогов различных предметов.
В узком (предметном) смысле слова
Межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и
дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и
выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную
систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных
особенностей.
В «Педагогическом словаре» межпредметные связи определяются как
взаимодействованная согласованность учебных предметов, обусловленная единой
системой и дидактическими целями.
Используя процесс интеграции наук в обучении, реализующимся через
межпредметные связи, можно достичь
следующих результатов:
1. Знания приобретают качества системности.
2. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению
знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит
в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в
современных условиях.
3. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов
учащихся.
4. Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее
развитие личности.
5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической
деятельности.
Задачами реализации межпредметных
связей при
конструировании содержания учебного предмета являются:
·
выявление
общих элементов содержания различных учебных предметов для определения
"возможных" (сопутствующих) межпредметных связей;
·
выявление
элементов содержания, требующих предварительного изучения в другом предмете,
для определения "необходимых" (предшествующих и перспективных)
межпредметных связей.
Применение интегрированного подхода дает учителю возможность добиться от
учеников не только понимания предмета, но и, умения применять и закреплять
полученные знания при изучении других предметов, а учащимся возможность понять,
что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в
повседневной жизнедеятельности. Уроки информатики — это универсальное связующее
звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. При этом
интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного
минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее
остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко
образованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной
школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто
ученик успешно занимающийся в рамках одной дисциплины не может применить
имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе
основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же
период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в
реальных жизненных ситуациях. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать
большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и
технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим
информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также
средством и рабочей средой обучения.
Интеграция информатики с другими общеобразовательными предметами является
реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения
возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога
и повышения качества обучения.
Сегодня наиболее очевидно, что новое качество образования невозможно
получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.
Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить
задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.
ИНТЕГРАЦИЯ — (лат. Integratio- восстановление-восполнение) процесс
сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а
также процесс, ведущий к такому состоянию.
Интеграция – средство интенсификации
урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой
ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения
или восполнения знаний учащихся в родственных предметах.
Главная цель интеграции —
создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е.
формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при
интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать
задачи обучения и воспитания учащихся:
1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику
переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и
формирует представление о целостности мира.
2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов
активизирует мыслительную деятельность школьника.
3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих
школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до
результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или
углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных
предметов.
6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает
активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию
перенапряжения и утомляемости.
7. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества
учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях,
является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством
формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к
людям, к жизни.
Реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики
с другими учебными предметами.
Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение
родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается
на каждом этапе урока.
Интегрирование это новый подход к преподаванию предметов. Такие уроки
позволяют экономить время, т. к. дают возможность не дублировать материал на
разных предметах.
Основные приемы интеграции заключаются в следующем:
1.
Уроки
проводятся по темам, проходящим через разные предметы;
2.
Уроки
проводятся в форме творческих лабораторий;
3.
Уроки
используют математические методы решения, тем самым, подтверждая целесообразность
изучения предмета математики;
4.
Уроки
наполняются музыкой, рисунками, поделками;
В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов
осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.
Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее
«соединить» практически все школьные дисциплины. Используя инструментарий
информационных технологий и уровень подготовленности учащихся, можно построить
интегрированный урок, создать интегрированные задания, провести интегрированный
модуль для учащихся любого возраста. Изучая электронные таблицы, можно решать
задачи математики и физики, строить графики функций, решать уравнения,
выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т. п.
Осваивая сервисы и службы Интернет, учащиеся могут узнавать интересные факты из
истории Отечества, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних
научных достижениях и т. п.; обрабатывать и систематизировать найденную информацию.
Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования
информации. Этот список можно продолжать. При этом интегративный характер курса
реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего
(полного) общего образования.
Виды межпредметных связей второго
типа (операционно-деятельностные)
Различаются по следующим критериям, соответствующим морфологическим
компонентам учебной деятельности:
а) по способам "добывания" новых знаний – познавательный вид
связей, который формирует обобщённые познавательные умения (мыслительные,
теоретические, самообразовательные);
б) по вопросам применения теоретических знаний – практический вид связей,
который способствует выработке у учащихся познавательно-практических умений
(расчётно-измерительных, вычислительных, экспериментальных, изобразительных,
учебных, речевых);
в) по способам усвоения ценностных аспектов знаний – ценностно-ориентационный
вид связей, необходимый для формирования оценочных умений и мировоззрения
школьника.
Межпредметные связи функционируют в учебном процессе и осуществляются с
помощью тех или иных методов и
организационных путей. Это позволяет выделить вторичный, подчиненный первым
двум, тип организационно – методических связей, которые обогащают методы,
приёмы и формы организации обучения. Они обеспечивают эффективные пути усвоения
учащимися общепредметных знаний и умений. Их виды различаются:
·
по
способам усвоения связей в различных видах знаний (репродуктивные, поисковые,
творческие);
·
по
широте осуществления (межкурсовые, внутрикурсовые, межцикловые);
·
по
времени осуществления (преемственные, сопутствующие, перспективные); по способу
взаимосвязи предметов (односторонние, двусторонние, многосторонние);
·
по
постоянству реализаций(эпизодический, систематические);
·
по
уровню организации учебного процесса (по урочные, тематические,
"сквозные" и др.);
·
по
формам организации работы учащихся и учителей - коммуникативные связи
(индивидуальные, групповые, коллективные).
Межпредметные связи реализуются в различных формах организации учебной и
вне учебной деятельности: на обобщающих уроках, уроках лекциях, комплексных
семинарах и экскурсиях, в домашних заданиях, на междисциплинарных факультативах
и тому подобное.
Таким образом, общность структур учебных предметов и учебной деятельности
в целостном процессе обучения составляет объективные основания классификации
межпредметных связей.
Межпредметные связи в обучении
предметам естественно-математического цикла.
Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и
не живой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их
использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие
учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование
диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, всестороннее гармоническое
развитие личности. На основе изучения общих законов развития природы,
особенностей отдельных форм движения отдельных форм материи и их взаимосвязей
учителя формируют у учащихся современные представления о естественно научной
картине мира.
Эти общие задачи успешно решаются в процессе осуществления межпредметных
связей, в согласованной работе учителей.
Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с
математикой.
Математика даёт учащимся систему знаний и умений, необходимых в
повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для
изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, трудового обучения и др.).
На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные
расчётно-измерительные умения. Изучение математики опирается на преемственные
связи с курсами черчения, физической географии, трудового обучения и др. При
этом раскрывается практическая значимость получаемых учащимися математических
знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения,
представлений о математическом моделировании, как обобщённом методе познания
мира.
Последовательность расположения тем курса алгебры VII-IX классов
обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики. При изучении,
например, равноускоренного движения используются сведения о линейной функции
(IX класс), при изучении электричества – сведения о прямой и обратной
пропорциональной зависимости (VIII класс). Решение: уравнений, неравенств,
особенно с использованием калькуляторов, подготавливает учащихся к восприятию
важнейших понятий курса основ информатики и вычислительной техники (алгоритм,
программа и др.) Курс алгебры и начала анализа (X-XI классы) на содержательных
примерах показывает учащимся универсальность математических методов,
демонстрирует основные этапы решения прикладных задач, что особенно важно для
работы с компьютерами. Аксиоматическое построение курса геометрии VII-XI
классов создает базу для понимания учащимися логики построения любой научной
теории, изучаемой в курсах физики, химии, биологии. Знания по геометрии широко
применяются при изучении черчения, трудового обучения, астрономии, физики. Так,
для изучения механики необходимо владение векторным и координатным методами,
для изучения оптики – знаниями о свойствах симметрий в пространстве и т.д.
Привлечение знаний о масштабе и географических координатах из курса физической
географии, о графическом изображении сил, действующих по одной прямой, из курса
физики VII класса позволяет на уроках математики наполнять конкретным
содержанием геометрические абстракции. Применение ЭВМ на уроках математики
целесообразно для проведения визуальных исследований, математических опытов,
создания "живых картин" (например, для изображения на экране процесса
последовательного приближения к окружности правильных вписанных многоугольников),
а также для вычислительных работ.
Связи математики с черчением, физикой, основами информатики и
вычислительной техники развивают у учащихся политехнические знания и умения,
необходимые для современной конструкторской и технической деятельности.
Усиление практической направленности обучения, его связи с трудом, с
практикой требует от учителей всех предметов обратить особое внимание на
формирование практических умений учащихся, на формирование обобщённых умений
практической деятельности с помощью межпредметных связей. Такие умения
соответствуют видам деятельности, общим для смежных предметов. Это умение
расчётно-измерительной, вычислительной, графической, экспериментальной,
конструкторской, прикладной и трудовой деятельности в предметах
естественно-математического цикла. Практические умения характеризуют умения
учащихся применять знания на практике, в ситуациях разной степени новизны и
сложности. Общепредметные умения формируются на межпредметной основе, когда
учителя различных предметов предъявляют к учащимся единые требования, исходя из
общей структуры умений, последовательности выполняемых действий и этапов
формирования и развития умений (показ образца действий, его осмысление,
упражнение в его применении на материале разных предметов, закрепление при
выполнении комплексных межпредметных заданий, в самостоятельных работах творческого
характера).
Осуществление
межпредметных связей математики и информатики я вижу через:
·
интегрированные
уроки;
·
решение
математических задач на уроках информатики;
·
изучение
смежных с математикой тем (алгоритмы, системы счисления и др.)
·
оформление
рефератов, выступлений по математике, материалов к уроку.
Интегрированный урок —
это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь
при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и
решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного,
синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично
сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Основные требования к
занятию с межпредметными связями:
· занятие должно иметь четко
сформулированную учебно-познавательную задачу;
· должна быть обеспечена высокая
активность и интерес учащихся;
· межпредметные связи должны
способствовать пониманию учащимися сущности изучаемых понятий и явлений;
· в конце занятия на основе
межпредметных связей необходимо сформулировать выводы.
И все-таки
интегрированный урок – вещь в школе неожиданная. Очень сложно проводить его и при
этом сохранять стандарты по предмету. Ведь каждый из нас в школе на конвейере.
Даже, исходя из расписания, очень сложно соединить математику, информатику и,
предположим, физику.
Другие способы
осуществления межпредметных связей – это наполнение уроков информатики
математическими задачами.
Например, решение
математических задач с помощью табличного процессора
·
Mc
Excel
·
построение
графиков функций и диаграмм;
·
расчет
геометрических параметров объекта;
·
определение
максимальной (минимальной) площади фигур;
·
решение
задач на проценты;
·
решение
экономических задач;
·
использование
Mc Excel для вычислений;
·
и
другое.
В 11 классе изучается
один из языков программирования. Мы изучаем Turbo Pascal.
Ученик получает задание
написать программу решения какой-либо простой задачи по математике. Сначала, он
ее решит на листке бумаги, т.е. вспомнив формулы, правила и теоремы, запишет
общий ход решения, как он делал на уроках математики. Затем он напишет алгоритм
ее решения на языке программирования. Наконец запустит программу на машине.
Получив ответ, учащийся сверит его с ответом на бумаге. Осуществилась ли межпредметная
связь?
Решение математических
задач возможно и при изучении темы моделирование. На уроках рассматриваются
геометрические, математические, экономические задачи, при решении которых можно
четко проследить следующие этапы:
Постановка задачи и ее
математическое описание, создание информационной модели;
Выбор численного метода и
разработка алгоритма решения в форме блок-схемы;
Представление алгоритма
на языке программирования или решение в табличном процессоре, создание
компьютерной модели;
Ввод, отладка программы,
решение поставленной задачи, обработка результатов.
Ну и, конечно,
межпредметные связи информатики и математики осуществляются при оформлении
рефератов, выступлений по математике, материалов к уроку. Создание электронных
презентаций к урокам математики, выступлениям на научно-практических
конференциях.
Задача школьного обучения
– формирование цельной гармонической личности. Большим тормозом в решении ее на
современном этапе стал "дробный подход" в практике обучения и
воспитания школьников.
Мы расчленили мир,
раздробили его на предметы. Разложив на "части" человека, начали и
воспитывать его по частям. У подростка не остается сил и времени на постижение
культуры, способов взаимодействия с миром и людьми.
Межпредметность – это современный
принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого
ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы
обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство
учебно-воспитательного процесса.
Исследовательская работа
по созданию межпредметного проекта позволяет учащимся использовать современные
источники информации (Интернет), язык разметки гипертекста HTML, что повышает
интерес к изучению предметов.
Приведем примеры
созданных и применяемых на практике межпредметных проектов по информатике с
другими предметами: «Исследование функций», «Построение сечения» и др.
После корректировки
межпредметные проекты используются другими учителями-предметниками на уроках
при объяснении, закреплении и повторении изученного материала, что является
хорошим современным образовательным ресурсом для проведения урока.
Межпредметные проекты позволяют учителю использовать готовый образовательный
продукт для углубления изучаемого материала в профильных классах.
Интегрированные
или бинарные уроки – пример реализации межпредметных связей. Большой интерес у
учащихся вызывают интегрированные уроки математика – информатика: «Графический
способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel» (9 класс), «Циклические алгоритмы. Построение
графиков тригонометрических функций» (10
класс).
В настоящее время школа
перестает быть общеобразовательной, перейдя на узкоспециализированное обучение.
При этом искусственно нарушаются связи между науками, которые вполне можно
воссоздать при помощи меж предметной интеграции, дифференциации.
Внедрение интерактивных
методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать
довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения учащимися
изучаемого материала и закрепления его на практике, осуществление интеграции
информатики с другими науками. Что особенно важно при уменьшении количества
часов на преподавания предмета, а именно 1 час в неделю во всех классах.
Структура интерактивного
урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы
интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные
приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и
интересным.
Исходя из специфики
предмета хочу остановиться на следующих методах используемых мною на свих
уроках.
Тренинги – обучение, в
котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого
материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций
обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки.
Внедрение этого метода
апробировано мною на уроках: Групповая дискуссия «Современные компьютерные
технологии в моделировании математических процессов», «Использование ЭВМ при
изучении биосинтеза белка».
Программированное
обучение – информация предъявляется небольшими блоками на мониторе компьютера,
после работы над каждым блоком обучающийся должен выполнить задания,
показывающие степень усвоения изучаемого материала.
Данный метод очень удобен
при изучении таких разделов как: Текстовый процессор Word, Табличный процессор
Exсel, Редактор презентаций PowerPoint.
Учебная дискуссии – учебные
групповые дискуссии по конкретной проблеме в относительно небольших группах (6
человек, допустима при условии, если учитель сумеет обеспечить правильные
выводы). Учебная дискуссия дает наибольший эффект при изучении и проработке
сложного материала и формировании нужных установок. «Суд над Интернетом».
Case-study – разбор
конкретных ситуаций, метод обучения навыкам принятия решений; его целью
является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное
решение и формировать программы действий.
Баскет-метод — метод
обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить
в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки
он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;
Обучение с использованием компьютерных обучающих программ.
Интерактивные технологии
позволяют не только отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных
видов деятельности преподавания, но и дают возможность реализовывать мировые
тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное
пространство.
Применение компьютерных
технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной
деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и
закрепления различных, профессиональных навыков, и, конечно, соответствует
социальному заказу, который государство предъявляет к школе.
Я, как учитель
информатики, вынуждена непрерывно следить за развитием средств вычислительной
техники, за появлением новых программ, за непрерывно меняющимися методами
работы с ними. На смену обычным плакатам пришли мультимедийные установки,
возможности которой я использую практически на каждом уроке:
Работа с мультимедийной
установкой создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно
взаимодействуют с учителем и между собой:
·
Выполнение
тестовых заданий на доске.
·
Взаимопроверка
и обозначение правильных вариантов на доске.
·
Работа
со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные
конспекты.
Результатом такой
деятельности являются победы учеников на конкурсах, олимпиадах разных уровней,
дети в достаточной степени обладают навыками мыслительной деятельности, у них
развито логическое мышление, они успешны и любят творить.
Изучив различную
литературу и теоретические основы процесса интеграции, я сделала вывод, что
интеграция может быть реализована по следующим направлениям:
- интеграция через
общение;
- интеграция через содержание;
- интеграция через СУД
(способы умственных действий)
- интеграция через
различные технологии.
После изучения
теоретических основ процесса интеграции в науке я приступила к рассмотрению
практического использования процесса интеграции на уроках информатики (изучала
различные методы, формы и приемы интеграции, осуществила подборку интегрированных
уроков). Свою работу я вела по одному из направлений интеграции – это
интеграция через содержание (межпредметная интеграция).
Традиционно одним из самых доступных способов осуществления интеграции
является проведение интегрированных уроков. Используя инструментарий
информационных технологий и уровень подготовленности школьников, можно
построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, интегрированный
модуль для обучающихся любого возраста.
Например:
1. При изучении темы «Электронные таблицы Excel» раздела «Кодирование
и обработка числовой информации» на уроках информатики, отрабатывая
умения обработки числовой информации, мы с детьми решаем задачи из курса
математики, физики. Кроме этого строим графики функций, решаем уравнения,
выполняем приближенные вычисления и т.д.
Построить график функции y=3x2+4x-8 на отрезке [-5;5].
2. Раздел «Формализация и моделирования» в курсе информатики делится на
несколько тем:
Моделирование в графическом редакторе.
Рассматриваем задачи на моделирование геометрических операций (Деление
отрезка пополам, деление угла пополам, построение равностороннего треугольника
с заданной стороной, построение правильного шестиугольника с заданной стороной
и т.д.)
Моделирование в текстовом редакторе.
Выполняем практические задания на составление словесного портрета литературного
героя, знаменитого человека и кого-то другого, составляем схемы связи слов в
предложениях, которые можно использовать на уроках русского языка в качестве обучающей
модели.
Моделирование в электронных таблицах
При изучении этой темы мы моделируем различные ситуации (Задача «Обои и
комната», «Компьютерный магазин» и др.), моделируем биологические процессы
(Задача «Биоритмы»), моделирование экологических систем (задача «Изменение
численности биологического вида»).
Тема «Алгоритмизация и основы программирования»
Задачи:
1) Вычислить площадь, периметр, площадь
треугольника и прямоугольника.
2) Вычислить расстояние между двумя
точками с заданными координатами;
3) Найти значение функции;
4) Найти наибольшее из двух, трех чисел;
5) Вычислить сумму чисел от 1 до N и т.д.
6) Напечатать таблицу умножения на
заданное число.
Тема «Системы компьютерного черчения»
Осваивая программу компьютерного черчения мы выполняем построение основных
чертежных объектов
Задачи:
1)
Начертить
отрезок, окружность с использованием различных способов ввода их координат.
2)
Выполнить
геометрическое построение угла, равного заданному.
3)
Выполнить
построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.
4)
Выполнить
построение треугольника по трем сторонам.
5)
Выполнить
построение перпендикуляра к заданной прямой.
6)
Выполнить
построение биссектрисы неразвернутого угла
Метод проектов
Одним из часто используемых методов интеграции является метод проектов.
Деятельность в данном направлении проводится в рамках программы изучения
того или иного программного продукта или нескольких тем. Тему проекта задаем
вместе с учениками, выстраиваем сценарий, по которому будет развиваться действие.
Подведение итогов работы над проектами организуется на уроке в виде
представления и защиты.
Например, на своих уроках при изучении темы «Мультимедийные технологии »
в 10-11 классах дети осваивали программу Power Point, создавая проекты по различным темам
из других школьных дисциплин:
- «Мои кумиры», «Всё об электрогитарах», «Творчество В.С. Высоцкого» (музыка)
- «Кошки», «Рыбки», «Животный мир» (зоология)
- «Наполеон Бонапарт» (история);
- «М.Ю.Лермонтов в школе» (литература);
- «Леонардо да Винчи. Эпоха Возрождения»;
- «Структура экосистем. Пищевые связи»
- «Влияние компьютера на зрение человека»
- «Семь чудес света»
- «Звезды Российского шоу-бизнеса»
Мною была разработана и
реализована программа интегрированного с историей элективного курса для 9 классов
по теме «Информационные технологии». В результате реализации этой программы
были созданы компьютерные продукты по теме «История города Харькова»
Открытые интегрированные уроки:
1. Создание презентации из нескольких
слайдов (история – Походы Ермака в Сибирь)
2. Графический редактор Paint. Коллаж (ИЗО, литература, трудовое
обучение)
Я бы хотела выделить
некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса,
позволяющих решать задачи обучения и воспитания учащихся:
1. Интеграция усиливает
реализацию образовательного, развивающего и познавательного аспектов триединой
дидактической цели.
2. Интеграция увеличивает
информативную емкость урока.
3. Интеграция позволяет
находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные
наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
4. Интеграция является
средством мотивации учения школьников, помогает активизировать
учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения
и утомляемости.
5. Интеграция учебного
материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им
применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных
факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств,
направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
6. Интегрированные уроки позволяют экономить время, т.
к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах.
При
применении интегрированного подхода в преподавании информатики я столкнулась со
следующими трудностями:
·
Практические
задания, рекомендованные авторами учебно-методической литературы, не
соответствуют содержанию других школьных дисциплин. (Например, если в текстовом
редакторе Word мы учимся набирать формулы, а дети не имеют представления о этих
формулах или рассматриваем решение задачи о нахождении корней квадратного
уравнения, когда дети не имеют представления о квадратном уравнении). В этом
случае нужно консультироваться с учителем-предметником и осуществлять подбор
практических задач в соответствии с содержание предмета.
·
Интегрированный
урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого
профессионализма.
По
использованию опыта работы над моей темой можно дать следующие рекомендации:
1. Прежде чем интегрировать содержание
своего предмета с другим нужно изучить как можно лучше содержание другого
предмета.
2. При проведении интегрированного
урока, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в
проведении занятия, требуется и согласованность всех этапов и эпизодов урока, и
хорошее взаимопонимание педагогов.
3. Каждый из участников «интеграционного
содружества предметов» должен осознать то новое, что предстоит ему: учитель не
сразу может привыкнуть к тому, что для него теперь невозможно в одиночку
разрабатывать свои уроки, нужно постоянно быть в курсе проблем и открытий
другой науки, другого предмета. Психологически сложно, однако, не только привыкнуть
к новым обязательствам, которые накладывает практика интегрированного
преподавания, но и к новым возможностям которые она открывает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий